Научная программа

“Динамика библиотечно-информационного обеспечения образования, науки и культуры”
Омск, Россия

15-16 ноября 2022 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаем примерные темы для пленарных докладов:

  • перспективы модернизации библиотек вузов в контексте Стратегии развития библиотечного дела в РФ и Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования;
  • программы, стратегии и концепции развития библиотек вузов.

 

Секция 1. Библиотеки вузов в информационном пространстве

15 ноября 2022 г.

12:30 - 14:45

Председатель секции: Шепель Михаил Олегович, директор Института дистанционного образования Национальногоо исследовательского Томского государственного университета, председатель секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации, канд. ист. наук.

Сопредседатель: Котова Ирина Владимировна, директор Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета, член Постоянного комитета секции библиотек высших учебных заведений российской библиотечной ассоциации.

Тематика секции предполагает рассмотрение следующих вопросов:

  • библиотеки в условиях цифровой трансформации образования и науки: цифровые сервисы библиотек; цифровые образовательные платформы и библиотеки; трансформация традиционных услуг в цифровой формат; новые цифровые компетенции библиотечных специалистов; технологические аспекты реализации единой цифровой среды для информационных ресурсов библиотеки и образовательного контента вуза;
  • эффективное взаимодействие, интеграции и коллаборации библиотеки: опыт совместных разработок с подразделениями вуза и внешними организациями; формы взаимодействия (партнёрство, спонсорство, соучастие); преимущества совместной работы; перспективы совместных/сетевых проектов;
  • модернизация систем управления библиотеками и библиотечным делом: трансформация организационно-штатной структуры и пространства библиотеки; внедрение новых функций; опыт эффективного административного взаимодействия с руководством вуза;
  • элементы 4-й технологической революции в библиотеках (большие и связанные данные, искусственный интеллект и пр.): вопросы сбора и аналитической обработки больших данных в библиотеке; центр управления большими данными в библиотеке; использование связанных данных при описании объектов библиотечного фонда, создание онтологий; AR и VR-технологии в библиотечной деятельности; возможности искусственного интеллекта в библиотечном обслуживании;
  • проведение научных исследований: темы и методики научно-исследовательской деятельности библиотек вузов; изучение информационных потребностей читателей, изменений в их информационном поведении и научной коммуникации;
  • методическое обеспечение и сопровождение библиотечно-информационного обслуживания: формирование среды для внедрения инноваций; новые формы и направления методической работы.

 

Секция 2. Библиотека в системе образовательных и научных коммуникаций университета

16 ноября 2022 г.

10:00 - 12:15

Председатель: Барышев Руслан Александрович, проректор по научной работе Сибирского федерального университета, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, канд. филос. наук.

Сопредседатель: Ольгина Инна Геннадьевна, директор библиотеки Омского государственного технического университета.

В рамках секции будут рассмотрены следующие вопросы:

  • ресурсы и услуги библиотеки в образовательной и исследовательской деятельности вуза: виды библиотечных ресурсов и услуг для научной и образовательной деятельности; новые библиотечные услуги / продукты для разных категорий пользователей; проблемы качественного обеспечения информационными ресурсами обучающихся и научно-педагогических работников;
  • библиотека в системе продвижения практик открытой науки и открытого доступа: опыт создания открытых репозиториев, участие в наполнении репозитория вуза; методы продвижения ресурсов открытого доступа; собственные ресурсы с открытым доступом к информации; участие в корпоративных проектах по открытому доступу;
  • научная аналитика и наукометрия в вузе: организация сбора и анализа наукометрических показателей вуза; наукометрический анализ как функция библиотеки; проблемы сбора наукометрических данных в сегодняшней ситуации;
  • возможности библиотеки по поддержке университетских программ дистанционного образования: включение информации о ресурсах в дистанционные курсы; участие в создании вузовских образовательных платформ;
  • библиотека в стратегических и научных проектах вуза: участие библиотек в разработке стратегических программ и проектов вуза; библиотека как объект стратегического планирования в вузе; возможности библиотек по информационно-аналитическому сопровождению научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок, в т. ч. стартапов;
  • библиотечные информационно-образовательные программы, мероприятия в онлайн-среде: адаптация традиционных мероприятий для онлайн-представления; оригинальные онлайн-мероприятия; сравнительный анализ эффективности традиционных и онлайн-форм проведения мероприятий.

 

Семинар "Управление исследовательскими данными"

15 ноября 2022 г.

15:15 - 16:15

Ведущие: Редькина Наталья Степановна, зав. отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН, г.н.с., д-р пед. наук.

                  Артемьева Елена Борисовна, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН, г. н. с., д-р, пед. наук.

Темы семинара:

  • основные понятия по управлению исследовательскими данными и этапами жизненного цикла данных;преимущества подготовки плана управления данными;
  • шаблоны планов управления данными;
  • классификации данных (по источникам получения, форматам данных, стабильности представления) и форматы файлов;
  • категории и стандарты метаданных: Dublin Core, DDI (Data Documentation Initiative), EML (Ecological Metadata Language), ISO 19115, MINSEQE (MINimal information about high throughput SEQeuencing Experiments) и др.;
  • идентификаторы данных: ARK (Archival Resource Key), DOI (Digital Object Identifier), InChI (IUPAC International Chemical Identifier), LSID (Life Science Identifiers) и др.;
  • требования к публикации и цитированию;
  • требования к совместному использованию данных, различные типы открытых лицензий и возможности лицензирования данных;
  • преимущества и проблемы, связанные с обменом исследовательскими данными (авторское право, конфиденциальность и др.);
  • надежные и наиболее известные репозитории данных (B2Share, Zenodo, Open Science Framework (OSF), Figshare и др.), навигаторы по репозиториям (re3data.org и др.);
  • возможные риски при долговременном сохранении цифровых данных и др.

 

Круглый стол авторов и издателей/агрегаторов

16 ноября 2022 г.

12:45 - 14:15

Ведущие: Тесля Елена Владимировна, проректор по научной работе Сибирского института бизнеса и информационных технологий, канд. пед. наук.

                  Фалалеева Ирина Александровна, директор научной библиотеки Омского государственного университета путей сообщения, председатель Омского областного методического объединения библиотек вузов, канд. филос. наук   

              В рамках мероприятия планируется обсудить следующие вопросы:

  • публикация работ НПР в издательских структурах вузов;
  • издание научных, учебных и учебно-методических материалов в сторонних для вуза издательствах;
  • исключительные и неисключительные права авторов;
  • вопросы размещения учебных и учебно-методических пособий сотрудников университетов на  платформах ЭБС и других электронных информационных ресурсов;
  • продвижение изданий НПР вуза в профессиональной среде и среди обучающихся.

 

Тематическая сессия «Проверка на некорректные заимствования: подходы, методы, решения»

16 ноября 2022 г. 

14:15 - 15:30

Ведущий: Филиппова Ольга Анатольевна, ведущий специалист учебно-методического центра компании "Антиплагиат"

В ходе тематической сессии предлагается обменяться опытом работы библиотек с сервисами по проверке текстов на оригинальность; поделиться проблемами координации/взаимодействия с  преподавателями/руководителями ВКР;  рассказать о роли библиотек в формировании культуры цитирования в студенческих работах (сервисы цитирования в ЭБС, корректность и точность данных в библиографических ссылках, использование при подборе  списка литературы лицензионных, авторитетных научных и образовательных ресурсов); раскрыть процесс  экспертной оценки текстов на оригинальность (алгоритм работы с отчетом, сопоставление и анализ списка литературы и источников заимствования).


Участникам предлагается обсудить вопросы:

  • Место библиотеки в цепочке «Подбираем, пишем, проверяем, публикуем». На каком этапе должна подключиться  библиотека?
  • Необходимый процент оригинальности в студенческих работах  в вашем вузе – объективный показатель или нужна коррекция?
  • Допустимый процент самоцитирования в научных текстах  в вашем вузе?