Тильзо О.А.   Быкадоров И.А.  

Ритейлинг при монополистической конкуренции

Докладчик: Тильзо О.А.

В данной работе наши исследования фокусируются на построении и анализе модели вертикального рыночного взаимодействия. Рассматривается модель монополистической конкуренции, в которой
присутствует несколько производителей, ритейлер и потребители. В основе рассуждений лежит модель Диксита-Стиглица, которая была модифицирована введением посредника (ритейлера), что привело к возникновению двухуровневой модели взаимодействия ``производители -- ритейлер -- потребители''.

Предполагается, что в экономике присутствуют два типа продуктов. Первый тип товара представляет собой некоторое разнообразие продуктов одной природы, схожих по цене, качеству (например, молоко разных марок). Второй тип товаров -- это прочие, не конкурентные, продукты. При этом каждый товар производится только одной фирмой и каждая фирма производит только один товар. Отдельная фирма стремится максимизировать свою прибыль, и вход на рынок происходит до тех пор, пока её присутствие на рынке является только безубыточным, т.е. действует условие "свободы входа и выхода", и фирмы вступают до тех пор, пока следующий потенциальный участник не понесет убытки.

В модели введена функция полезности, отражающая зависимость полезности благ от количества их потребления. В общем виде она представляет собой квазилинейный вариант предпочтений, заданный над разнообразием двух типов продуктов. В работе используется версия с линейным спросом, предложенная Оттавиано, Табуччи и Тиссе, и являющаяся весьма популярной при моделировании монополистической конкуренции. В данном случае линейный спрос предполагает квадратическую форму функции полезности.

Рассматриваются ситуации лидерства ритейлера, производителей и, довольно распространенное, равновесие по Нэшу. Для каждой ситуации приведены решения и проведен их сравнительный анализ, который выявляет влияние каждого типа взаимодействия на общество и потребителей.

Таким образом, в настоящей работе представлены решения рассматриваемых в модели задач, дополняющие и расширяющие сформулированные ранее выводы. Сравнительный анализ позволяет выявить влияние каждого типа взаимодействия на общество и потребителей, а также определить выгоды (прибыли) каждого участника рынка, в том числе и величину потребительского излишка.


К списку докладов