Россия, г. Тюмень
XXIII международный научный симпозиум "Интеграция археологических и этнографических исследований"/ The XXIII th international scientific symposium «The Integration of Archaeological and Ethnographic Researches»

Ахатов А.Т.   Садиков Р.Р.   Камалеев Э.В.  

Поселения закамских удмуртов XVII – начала XX вв. как объект этноархеологических исследований

Докладчик: Ахатов А.Т.

Изучение истории населенных пунктов Урало-Поволжья и материальной культуры, проживавшего в них населения, долгое время базировалось на использовании письменных, картографических, архивных и этнографических материалов. Начиная с рубежа XX–XXI вв. поселения становятся объектами археологических, а также комплексных археолого-этнографических и историко-археологических исследований, позволяющих не только изучить их развитие в прошлом, но и исследовать особенности этнокультурного развития тех или иных народов, проживавших в них
Комплексное изучение мест заброшенных поселений, связанных с ними старых кладбищ и святилищ, культурных слоев существующих деревень и сел, представляет большой научный интерес, особенно, если учитывать малочисленность письменных исторических свидетельств, относящихся к XVI – началу XX вв.
Первые поселения закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае, появились в XVII – первой половине XVIII в. Некоторые из них, по разным причинам, прекратили свое существование. Старожилами сохраняются предания о местах первоначального расселения, данная информация отражена также на ранних картографических материалах. В микротопонимике также заметен пласт, представляющий подобные места, например, вужинты “старое место”, гурт инты “место деревни” и т.д. Визуально эти места выделяются небольшими всхолмлениями (как правило, остатками скоплений навоза в помещениях и загонах для скота) и впадинами (подполья изб). В существующих поселениях также выделяется исторический центр с мощным культурным слоем, как правило, обозначаемым микротопонимом.
Представляют большой интерес также заброшенные кладбища и святилища. Места таких объектов легко определяются в поселениях, где произошла этноконфессиональная трансформация населения. В татарских/башкирских деревнях, население, предки которых были удмуртами, сохраняют память о ар зираты и ар телэклеге, т.е. об удмуртских кладбищах и святилищах. Так как они для нынешнего населения не являются сакральными объектами, возможно проведение археологических работ.
Нами были проведены разведочные археологические работы на местах поселения удмуртов XVII – начала XX в.: старого места с. Нижнебалтачево, заброшенной деревни Асафтамак, старого места д. Касиярово. На объектах было заложено несколько шурфов. Они показали наличие мощного культурного слоя. Как специфический признак можно выделить наличие на нескольких из них слоев спрессованного негумифицированного навоза. Из материальных предметов обнаружена поливная и простая керамика, фрагменты фаянсовой посуды, железные предметы, гвозди, бусины, патинизированное стекло, обломки самодельных кирпичей и т.д. Также выявлены деревянный тлен, угли, зола, камень-плитняк, береста, слои глины. В большом количестве – кости домашних животных – столовые отходы. В результате строительных и огородных работ местными жителями обнаруживались монеты, детали украшений (жетоны), перстни, топор, кистень, наконечник стрелы и т.д.
Предварительные материалы дают возможность дополнить картину материальной культуры и хозяйства закамских удмуртов XVII – XIX вв., в некоторых случаях уточнить или скорректировать письменные источники. 


К списку докладов