Бернгардт Т.В.   Гермизеева А.Ю.  

Сайты российских вузов, осуществляющих обучение по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: результаты анализа информированности абитуриентов

Докладчик: Бернгардт Т.В.

Одной из важных составляющих формирования позитивного имиджа специалиста в области библиотечно-информационной деятельности является информированность выпускников школ о содержании образовательного процесса, сферах применения полученных знаний и сформированных в процессе обучения компетенциях.
Для помощи абитуриентам в выборе вузов – будущих мест получения профессионального образования – созданы электронные информационные справочные системы. Поиск, результатом которого является список учебных заведений, удовлетворяющих требованиям с подробной и достоверной информацией, осуществляется на основе запроса, составляемого пользователем. Изучение информации на федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru), Образовательном портале России (http://ledu.ru) и сайте http://abitur.nika.ru    (Все вузы России: справочник аккредитованных вузов), показало, что они не представляют исчерпывающего перечня образовательных учреждений. При сравнении списков, представленных на сайтах было выявлено 46 вузов, в которых готовятся кадры по специальности/направлению «Библиотечно-информационная деятельность» и один (Сибирская академия права, экономики и управления), планирующий открытие данного направления.
Сайты 47 вузов были проанализированы (2-я половина января – 1-я половина февраля 2012 г.) по следующим параметрам: наличие страницы «абитуриенту», информации о нормативной документации, регулирующей деятельность вуза; направлениях, квалификациях, профилях подготовки; формах обучения; вступительных испытаниях; количестве бюджетных мест и конкурсе заявлений по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
В 2012 году 38 из 47 выявленных нами вузов объявили набор по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», в т.ч. 20 (53%) университетов, 7 (18%) академий и 11 (29%) институтов. Обучение ведут специализированные вузы культуры и искусства – 50%, классические университеты – 21%, педагогические университеты – 7,9%, филиалы вузов – 18,5% (выделены в отдельную позицию, т.к. самостоятельно получают лицензию на ведение образовательной деятельности) и негосударственные вузы – 2,6%.
Изучить информацию по заявленным критериям представилось возможным только на сайтах 36 из 38 вузов. Два филиала на момент исследования собственных сайтов или веб-страниц не имели.
Информация о наличии нормативных документов (лицензия, свидетельство об аккредитации) размещена на сайтах всех 36 вузов.
Вступительные испытания для абитуриентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в изученных образовательных учреждениях схожие – это результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе (профильный экзамен) и история или обществознание. Вузы, в которых ведётся подготовка кадров по сокращённой форме (10%) набирают абитуриентов со средним специальным образованием, а также тех, кто получает второе высшее образование. В этом случае по профильным дисциплинам (библиотековедение и библиографоведение) проводится собеседование или тестирование. В качестве дополнительного экзамена в отдельных вузах сдаётся русский язык.
Возможность обучения студентов на очной форме представляют 29 вузов, очно-заочной – 1 (МГУКИ), заочной – 32. Дистанционно получить профессиональное образование по направлению предлагают два вуза – МГУКИ и Международная академии бизнеса и новых технологий. Подготовку по магистерским программам осуществляют лишь 8 вузов страны, что впоследствии может создать дефицит преподавательских кадров, т.к. у выпускника – бакалавра не всегда будет возможность продолжить обучение в аспирантуре.
Что касается профилей подготовки, то образовательные учреждения ведут обучение по всем семи, рекомендованным в Примерной основной образовательной программе (ПрООП). Чаще всего это профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (20 вузов-52,6%), направленный на подготовку управленческих кадров. Второе место разделили «Информационно-аналитическая деятельность» и «Технология библиотечно-информационных ресурсов» (13 вузов-34,2%). По профилю «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» в новом 2012/1013 учебном году обучение будут вести 9 вузов (23,7%). Мало внимания образовательные учреждения уделяют библиотечно-информационной работе с детьми и юношеством (5 вузов-13,2%). Только СПбГУКИ объявил набор на профили «Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности» и «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере». Семь вузов страны ведут подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»   без профиля.
Информация о количестве бюджетных мест и конкурсной ситуации за 2011 г. была выставлена на сайтах 20 вузов. Возможно, часть образовательных учреждений к моменту проведения исследования уже удалили эти сведения. Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» имелся высокий бюджетный набор и небольшой конкурс.
До 1 февраля (начало приёмной компании) все вузы Российской Федерации обязаны были разработать Основные образовательные программы (ООП) по каждому из профилей, в рамках которых ведётся обучение студентов. ООП, учебные планы по направлениям подготовки и профилям, аннотации к рабочим программам дисциплин должны располагаться на сайтах образовательных учреждений в режиме открытого доступа. Данное требование выполнили 12 вузов (32%). Их них только 4 выложили ООП, 7 – учебные планы и аннотации к ООП. На сайте Казанского государственного университета культуры и искусств ООП доступны были только для зарегистрированных пользователей. Следует отметить и недостаточную оперативность информации на страницах выпускающих кафедр девяти вузов, на которых содержались сведения только о подготовке специалистов в соответствии с  образовательным стандартом второго поколения.
Проблема набора будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности по различным профилям  кроется, по нашему мнению, не столько в стереотипности восприятия профессии (как думают многие специалисты), сколько в недостаточном осознании взаимосвязи информированности абитуриентов (в т.ч. на сайте вузов) и рейтинга популярности специальности.
 


К списку докладов