Свирюкова В.Г.   Ремизова Т.В.  

Журналы СО РАН: некоторые возможности повышения их библиометрических показателей

Докладчик: Свирюкова В.Г.

Рейтинг научного журнала определяется его известностью и авторитетом в академическом сообществе, что находит своё выражение в цитируемости опубликованных в нём статей. Цитируемость журнальных публикаций самым непосредственным образом связана с таким библиометрическим показателем как импакт-фактор.
Импакт-фактор – численный показатель значимости научного журнала, представляющий собой среднее число ссылок, приходящихся на одну статью журнала.
Для повышения рейтинга своего продукта издающим организациям необходимо приложить максимум усилий, которые позволят довести информацию об издании до широких кругов мирового научного сообщества.
За последние десять лет издающими организациями СО РАН предприняты некоторые шаги в этом направлении:
- обеспечен перевод большинства журналов на английский язык;
- представлены библиографические описания, аннотации и ключевые слова практически всех журналов на английском языке;
- большинством журналов созданы самостоятельные сайты или странички на сайтах издателей;
- имеются электронные версии печатных изданий и др.
Все это чрезвычайно важно, так как генераторы ресурсов, которые используются для анализа цитируемости, выдвигают определенные требования для журналов-кандидатов.
Что касается Web of Science (WoS) и Scopus, то по многим пунктам их критерии оценки журналов совпадают, но имеются и особенности.
Одним из основных критериев является своевременность издания журнала. Серьезное внимание обращается также на соблюдение журналом международной издательской конвенции, что подразумевает информативное наименование журнала, наглядное представление названий статей и аннотаций, полное библиографическое описание для всех ссылок и полные сведения об адресах всех авторов. Далее, поскольку английский является универсальным языком науки, то в первую очередь рассматриваются журналы, которые публикуются на этом языке или, как минимум, приводят библиографические данные. Ссылки при этом должны быть на латинице. Еще одним условием является наличие рецензирования. Эксперты учитывают также международный состав авторов, редакторов и членов редакционно-издательского совета журнала.
Важным показателем, влияющим на оценку журнала при экспертизе, является его цитируемость, которая находит выражение в импакт-факторе, принимается во внимание и уровень самоцитирования. В компании Thomson Reuters, которая производит систему Web of Science, исследуются также данные по цитируемости отдельных авторов, публикующихся в рассматриваемом журнале. А в компании Elsevier, создателе БД Scopus, учитывается цитируемость 3-х членов редакционного совета (главного редактора и 2-х членов совета по предложению редакции).
Кроме того, при рассмотрении вопроса о включении журнала в Scopus учитывается наличие Международного стандартного номера сериального издания (ISSN – International Standard Serials Number); качество оформления статей (структура, иллюстративный материал); наличие сайта на английском языке, где должна быть представлена полная информация о журнале: цели и задачи, состав редакционного совета, оглавления и аннотации каждой статьи, Желательно наличие полных текстов статей в открытом доступе или с предложением подписки.
По нашим данным из более трех десятков журналов, издаваемых СО РАН, вышеуказанным условиям соответствуют далеко не все, поэтому и в Scopus, и особенно в WoS (БД JCR) их представительство ограничено: соответственно 16 и 11. К слову сказать, аналогичная картина и с российскими журналами: в Scopus включено 235 из них, в Web of Science – 159. Учитывая, что в нашей стране научных журналов около 3000, это составляет 7,8 и 5,3 %.
Создателями Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) пока не сформулированы критерии отбора журналов для включения в свой ресурс. Более того, некоторые академические издания в нем отсутствуют, в то время как представлен ряд массовых и популярных журналов.
Без наличия всех выше перечисленных сведений и их наглядного представления у журнала-кандидата практически нет шансов попасть в любую из существующих информационных систем.
Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, издающим организациям следует целенаправленно проводить постоянную работу на всех этапах подготовки журналов. Каждая издающая организация самостоятельно решает вопросы продвижения своего продукта, не всегда осознавая важность точного выполнения всех выдвигаемых создателями требований, а иногда, может быть, не подозревая о них.
Без поддержки государства и контроля с его стороны этот процесс осуществляется стихийно и не приносит желаемых результатов.


К списку докладов