Юдина И.Г.  

Комплексный информационный продукт: характеристика и определение

К основным результатам библиографической (информационной) деятельности библиотеки традиционно относили и относят библиографические пособия, в частности указатели, списки, тематические справки, обзоры, бюллетени новых поступлений, библиографические картотеки и т. п. Данная концепция была разработана в отечественном библиотековедении более полувека назад.  С развитием рыночной экономики информацию стали приравнивать к товару. В  1980-е гг. появляются первые научные работы об информационных продуктах и услугах.
Существует несколько трактовок понятия «информационный продукт» (ИП), которые имеют смысловые пересечения. Обобщив известные формулировки, мы разработали следующее определение: информационный продукт – совокупность информации, зафиксированная в вещественной или невещественной форме, сформированная на базе определенных информационных ресурсов и обработанная в соответствии с информационными потребностями пользователя.  
В настоящее время мы становимся свидетелями процесса интенсивного развития информационных продуктов и услуг в электронной библиотечной среде. Благодаря новым информационным технологиям библиотеки генерируют информационную продукцию, используя различные технические возможности, создавая интерактивные, многоуровневые библиографические списки, c оглавлениями и без, с аннотациями, рефератами и полными текстами, аудио- и видеофрагментами, коллекциями фотодокументов, подборками ссылок и т. п. В качестве примера можно привести ряд электронных ресурсов, подготовленных сотрудниками отделения ГПНТБ СО РАН и представленных на сайте библиотеки (http://prometeus.nsc.ru/): «Выставка новых поступлений», «К 110-летию Лаврентьева», «Календарь памятных дат СО РАН», «Мемориальная библиотека академика В.А.Коптюга», «Мемориальная библиотека академика Н.Н.Яненко», «Научные школы Новосибирского научного центра», «Российская наука и мир. Дайджест по материалам зарубежной электронной прессы».
Анализ вышеперечисленных ресурсов показал, что система комплексных информационных ресурсов отделения ГПНТБ СО РАН начала складываться в 1997-1998 гг. Информационные продукты являются структурными элементами библиотечного сайта, состоящими из особым образом организованной информации (библиографической, адресной, фактографической, тематической, полнотекстовой и т. п.). Каждый из приведенных информационных продуктов состоит из совокупности информации разных типов, видов и форматов, включает документы как на русском, так и на иностранных языках, глубина архивных материалов - с 1993 г. Данные ресурсы посвящены российской науке, сибирским ученым. Одной из особенностей подобных продуктов является то, что они не имеют печатных аналогов и существуют лишь в электронном виде.
Таким образом, мы имеем дело с многоэлементными информационными продуктами, имеющими разнородную структуру, но объединёнными общей тематикой и предназначенными для  одной целевой аудитории. Становится очевидным, что в настоящее время развивается направление деятельности библиотек, связанное с подготовкой информационных продуктов, имеющих комплексный характер. В этом случае вполне уместно применить термин комплексный информационный продукт. Однако, в системе государственных стандартов по библиотечно-информационной деятельности, в специальных словарях и справочниках данный термин отсутствует.
На основе анализа выбранных нами комплексных информационных продуктов отделения ГПНТБ СО РАН, с учетом значения терминов «информационный продукт» и «комплексное библиографическое пособие», мы сформулировали определение понятия «комплексного информационного продукта». 
Выводы:
1. Если стимулом для появления комплексного библиографического пособия стало увеличение междисциплинарных научных исследований и участие библиотек в целевых комплексных программах, то поводом для зарождения комплексного информационного продукта  явилось развитие рыночных отношений и проникновение новейших технологий в информационно-библиотечную деятельность.
2. Комплексный информационный продукт – это особый вид информационной продукции, состоящий из совокупности информации, объединенной одной тематикой, сформированный на базе информационных ресурсов в соответствии с информационными потребностями пользователя и действующий в одной системе. Благодаря современным информационным технологиям комплексные информационные продукты могут включать как вторичную, так и первичную информацию.
3. Создание комплексных информационных продуктов расширяет сферу деятельности современных библиотек, повышает требования к профессиональной подготовке персонала и материально-технической оснащенности его труда. Благодаря развитию данного направления в библиотеках создаются предпосылки для появления новых информационных услуг.
4. Проблема комплексных информационных продуктов требует дополнительного изучения, разработки классификации, определения элементного состава и основных принципов построения.


К списку докладов