Трояк И.С.  

Выпуск художественной литературы на Дальнем Востоке в 90-е гг. ХХ - первом десятилетии XXI в.

На протяжении всего рассматриваемого периода выпуск литературно-художественных изданий на Дальнем Востоке был напрямую связан с основными тенденциями в книгоиздании страны и региона. Периодом наибольшего приближения к общероссийским направлениям было начало 1990-х гг., когда местные издатели, не связанные законом об авторских правах, выпускали те же хорошо раскупаемые произведения популярных зарубежных и отечественных авторов, что и в центре страны.
С введением в 1993 г. в действие «Закона об авторском праве и смежных правах» ситуация изменилась. Средствами на приобретение авторских прав на выпуск произведений известных авторов региональные издательства не располагали. В результате тиражи и число названий художественной литературы, издаваемой на Дальнем Востоке, стали сокращаться. Одновременно из издательских планов постепенно исключались не гарантирующие быстрой прибыли книги местных авторов. Из-за отсутствия финансирования приостановило свою деятельность большинство дальневосточных литературно-художественных альманахов, выпускавшихся раньше государственными издательствами и являвшихся трибуной для региональных поэтов и писателей.
Однако, несмотря на все сложности, литературная жизнь на Дальнем Востоке не прекратилась. Находились неравнодушные к судьбе дальневосточной литературы издатели и меценаты, которые поддерживали местные писательские силы. Появились благотворительные фонды, например, магаданский «ОМОЛОН», на чьи средства было выпущено немало произведений дальневосточных авторов. Благодаря энтузиазму директора В. М. Смирнова Сахалинское книжное издательство и в самые трудные 1990-е гг. не прекращало выпуска местной прозы и поэзии. С 1998 г. во Владивостоке начала действовать «Народная издательская программа “Новая книга”», в рамках которой только за 4 первых года существования вышло в свет около 40 книг приморских авторов. Поддержку программе которой оказывают Приморское представительство фонда культуры России, Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, общество «Знание», издатели, полиграфисты и библиотекари.
Отдельно следует отметить Национальное книжное издательство «Бичик» Республики Саха (Якутия), ставшее благодаря планомерной государственной поддержке одним из лидеров книгоиздания в регионе. Принятие в 1999 г. Республиканской целевой программы «Через книгу к духовности в XXI век» сделалось существенным подспорьем для выпуска национальной социально значимой литературы. Литературно-художественные издания выпускаются «Бичиком» на якутском и русском языках. Особое внимание уделяется выпуску произведений классиков якутской литературы и народных писателей Якутии.
К началу 2000-х гг. в книжном деле страны наступил период стабилизации и можно отметить все более заметное возвращение региональных издателей к ориентации на местные литературные силы. Подтверждением этому является возрождение выпуска старых и появление новых литературно-художественных альманахов. Заметным культурным явлением на Дальнем Востоке можно назвать издательство «Рубеж», которое, помимо выпуска одного из интереснейших региональных альманахов, с 2006 г. осуществляет большую издательскую программу по трем основным направлениям: литература русской эмиграции в Китае и Америке; современная русская литература; мемуары и краеведение о Дальнем Востоке; переводная литература стран бассейна Тихого океана, Юго-Восточной Азии. Мало кто из издателей сейчас отваживается идти на коммерческий риск и выпустить собрание сочинений кого-либо из местных авторов. Со второй половины 2000-х гг. «Рубеж» осуществляет публикацию собраний сочинений таких известных писателей-дальневосточников как А. И. Несмелов (в 2 т., 2006–2007), В. К. Арсеньев (в 6 т., с 2008), Н. А. Байков (с 2009). Надо сказать, что книги «Рубежа» неизменно пользуются значительным спросом у читателей, отмечены положительными оценками профессионалов издательского бизнеса и знатоками литературы не только на Дальнем Востоке, но и в столице, и в других регионах нашей страны. Это не единственный пример, когда книги, выпущенные на Дальнем Востоке завоевывают признание профессионального сообщества и читателей. Так, издательство «Бичик» за книгу «Омар Хаям. Рубаилар» (в переводе на якутский язык) получило дипломом Бюро ЮНЕСКО в Москве как «Лучшее издание 2009 года» вносящее значительный вклад в диалог культур.
Наиболее распространенным видом изданий художественной литературы на Дальнем Востоке являются сборники и отдельные произведения одного автора. Нередко такие издания объединяются в серии. Практически каждое дальневосточное издательство, выпускающее художественную литературу, имеет в своем активе одну-две, а то и несколько серий. Камчатская «Новая книга» выпускает «Библиотеку “Новой книги”», состоящую из «Большой серии» (проза камчатских авторов) и «Малой серии» (поэзия); «Приамурские ведомости» (Хабаровск) – серию «Литературное наследие Приамурья» (совместно с Хабаровским отделением Союза писателей России); «Бичик» – серии на русском и якутском языках: «Классики якутских писателей», «Мастера художественного слова», «Современная проза» и др.; «Рубеж» – поэтическую серию «Линия прилива». В 1999 г. издательским домом «Приамурские ведомости» была создана серия «Библиотека дальневосточника». Открыло серию книга К. А. Рожкова «Жёлтые лампасы». Написанная еще в 1960-е гг., она затрагивает долгие годы находящуюся под запретом тему – трагическую судьбу уссурийского казачества. В 2001 г. в рамках серии вышли в свет повести известного дальневосточного писателя Г.А. Федосеева «Злой дух Ямбуя» и «Последний костер». В последующие годы издание некоторых книг этой серии осуществлялось в рамках подпрограммы «Поддержка полиграфии и книгоиздания» Федеральной целевой программы «Культура России».
Среди коллективных сборников художественных произведений дальневосточных авторов необходимо отметить те, что издаются региональными писательскими организациями. Например, в 2007 г. к 40-летию Сахалинской писательской организации был выпущен сборник «Писатели Сахалина: Литературный путеводитель», в который вошли произведения тридцати лучших сахалинских авторов, поэтов и прозаиков, членов всероссийских писательских союзов и организаций. В подобные сборники также нередко объединяются работы молодых дальневосточных литераторов.
Говоря о выпуске художественной литературы невозможно обойти вниманием такое явление современной книжной культуры как издания, выпущенные на средства автора. С развитием свободного рынка полиграфических услуг выходят во всех регионах нашей страны, в том числе и на Дальнем Востоке. Нередко они представляют собой графоманские издания, выпущенные без какой-либо редактуры и корректуры. К счастью, лицо дальневосточного литературно-художественного книгоиздания определяют все-таки не они, а оригинальные издательские проекты, которые не позволяют региональным прозе и поэзии затеряться в море современной литературы.
 


К списку докладов