Саенко З.М.  

Анализ и совершенствование системы профессионального развития персонала НГОНБ

Сегодня быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство, конкурентная среда), так и внутреннее условия функционирования организаций (стратегия развития и организационная структура, технологические изменения), что ставит большинство из них, включая библиотеки, перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях.
Развитие персонала и эффективное использование его трудового потенциала является фактором успешной деятельности организации.
Под развитием персонала понимается комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации работников в соответствии с целями и стратегией развития организации.
Важнейшим параметром трудового потенциала является квалификация его сотрудников, напрямую связанная с непрерывным обучением, включающим:
—  обучение в форме общего и профессионального образования, которое дает необходимые знания, навыки и опыт;
—  повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;
—  переквалификацию, которая даёт возможность работникам освоить новую для них специальность.
Мировой и современный российский опыт показывает, что знания, полученные в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. Поэтому все большее распространение получает идея создания системы непрерывного образования персонала (концепция «обучающейся организации»), требующая как организационных, так и финансовых затрат.
Помимо непосредственного влияния на показатели и результаты деятельности библиотеки, финансовые вложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.
Для  организации непрерывного обучения персонала НГОНБ в 2009 г. создан Центр профессионального развития,  который организует работу по повышению квалификации и переподготовке персонала по направлениям: библиотечно-информационные технологии,  инновационный менеджмент,  менеджмент качества, охрана труда, безопасность,культура и профессия.  Основные функции отдела: анализ кадрового потенциала библиотеки; формирование и контроль выполнения программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; организация обучения; разработка процедуры аттестации персонала и её проведение; анкетирование персонала с целью изучения деловых и личностных качеств сотрудников и уровня  удовлетворённости организацией и условиями труда.
Сегодня в библиотеке используется модель систематического (непрерывного) профессионального обучения персонала, включающая: определение (выявление и анализ) потребностей в обучении; формулировку целей программ обучения; определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов;  выбор преподавателей; разработку документов, регламентирующих процесс обучения и повышения квалификации; формирование учебных групп; проведение обучения и оценкуего эффективности.
   В библиотеке в настоящее время сформирована программа профессионального развития персонала, направленная на мотивацию каждого работника на эффективную, качественную деятельность, на формирование стабильного коллектива, настроенного на инновационную деятельность в соответствии с утверждённой Политикой в области качества.
Основу программы составляет система непрерывного обучения в организации, которая  предполагает следующие основные виды обучения персонала:
- внутреннее (внутрибиблиотечное)- готовится и проводится работниками библиотеки;
- внешнее - готовится и проводится с привлечением внешних специалистов;
- самообучение - готовится и проводится работником самостоятельно.
-стажировки.
Повышение квалификации руководителей и специалистов организуется (не реже одного раза в пять лет) на основании перспективных и комплексных планов библиотеки, оценки персонала и заявок подразделений. В последнее время в программы обучения всё активней вводится  итоговое тестирование, защита  проектов, подготовленных в процессе обучения. Используется принцип каскадного обучения, подразумевающий постепенную передачу знаний/умений/навыков от сотрудников, прошедших внешнее и внутреннее обучение, другим сотрудникам библиотеки.
В зависимости от целей и задач обучения персонала,  руководство библиотекой выбирает и соответствующий подход к обучению.  Можно говорить о двух типах программ обучения персонала – так называемых, «сохраняющих» и «инновационных». Целью «сохраняющего» обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей обучаемых. Поскольку этот тип обучения ориентирован, прежде всего, на поддержание актуальной ситуации в организации, то подготовка и обучение сотрудников корреспондируются скорее с «работой в прошлом», чем с «работой в будущем». К такой форме повышения квалификации можно отнести ежеквартальные Дни информации для сотрудников библиотеки, обучение библиотечным и информационным технологиям, компьютерной грамотности.
«Инновационное» обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях, направлено на улучшение качества библиотечно-информационных услуг, освоение инновационных технологий в решении  профессиональных задач и  повышение квалификации  специалистов НГОНБ. Такое обучение чаще всего организуется с привлечением приглашённых специалистов. К числу обучающих программ этого направления можно отнести:«Результативный коучинг», «Разработка, внедрение и сертификация менеджмента качества в учреждениях культуры», «Внутренний аудит систем менеджмента качества», «Маркетинговые стратегии развития учреждения культуры», «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры».
Примеры инновационных обучающих программ, организованных для линейных руководителей и специалистов НГОНБ:
• Обучающий курс (40 час.) «Инновационный менеджмент в библиотечно-информационной деятельности» (Модуль-1 «Инновационные изменения в организации»), 2011 г., организатор обучения:  тренинговая  компания «ЛИРТАНА» (г.Новосибирск), руководитель Друзьева Л.В.;
• Обучающий курс (20 час.) «Изучение  стандартов  ГОСТ Р  ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р  ИСО 9004-2009), 2011 г., в рамках Программы  действий по совершенствованию системы менеджмента  качества библиотеки на 2011-2012гг., программа обучения разработана Кузнецовой Е.Г., вице-президентом Новосибирского филиала Академии проблем Качества РФ;
• Экспертно-проектный семинар (16 час.)  «Модель библиотечно-информационного обслуживания населения и подготовка технологического задания на проектирование здания Новосибирской государственной областной научной библиотеки», 2009 г. Организаторы: специалисты учебно-методического центра "Школа библиотечного лидерства" Некоммерческого Фонда "Пушкинская библиотека" А.В. Лисицкий и Н. Е. Прянишников.  
Текущее планирование повышения квалификации персонала библиотеки осуществляется на основании долгосрочной  «Программы профессионального развития и повышения квалификации персонала Новосибирской государственной областной научной библиотеки  на 2012-2015 гг.». Основные направления программы: адаптация вновь принимаемых работников, профессиональное развитие и повышение квалификации  персонала, организация стажировок, организация и проведение аттестации персонала,  мотивация и стимулирование персонала, работа с кадровым резервом.
Согласно утвержденному плану обучения работников в 2010-2011 г. квалификацию повысили 115 специалистов библиотеки.  По итогам 2011 года сотрудниками НГОНБ получено 68 документов об окончании учебных заведений, курсов и программ повышения квалификации, в т.ч. 2 диплома, 3 удостоверения, 7 свидетельств  и  56 сертификатов.
В настоящее время реализуется «Программа мероприятий по профессиональному развитию и повышению квалификации работников Новосибирской государственной областной научной библиотеки на 2012 г. По итогам первого полугодия 147 сотрудников  НГОНБ обучились на курсах повышения квалификации, организованных с привлечением внешних организаций и преподавателей и 102 чел. приняли участие во  внутрибиблиотечных  мероприятиях.
Важный элемент управления человеческими ресурсами - система оценки персонала.В настоящее время вопрос оценки эффективности повышения квалификации работника учитывается при проведении аттестационных мероприятий,  в ходе выдвижения работников на более высокую категорию или должность, при  определении размера персональной надбавки за качество, в процессе выдвижения кандидатуры на присвоение почетного  знака  или звания.
Одним из подходов к осуществлению комплексной оценки персоналаявляетсяаттестация. В библиотеке  раз в 3 года проводится плановая аттестация (по инициативе руководства) и внеплановая аттестация (по инициативе работников). Для проведения аттестации в библиотеке разработано Положение, определён контингент оцениваемых работников и состав аттестационной комиссии. За период 2009-2012 гг. 112 сотрудников библиотеки прошли аттестацию, что составляет 82 % от основного состава работающих, четвёртой части из них была повышена категория или произведён перевод на более высокую должность.
Роль оценки персонала возрастает при внедрении системы управления качеством, формирование которой связано с повышением персональной ответственности работника за конечный результат. Это требует постоянного внимания к выявлению индивидуальных потребностей в обучении и совершенствовании профессиональных навыков.
Вопрос оценки эффективности системы развития и обучения персонала в настоящее время для нас является открытым.Насколько затраты на персонал в области обучения оправданы, по каким критериям оценивать результаты обучения, каким образом измерять эффективность обучения? Мы понимаем, что необходимо наладить обратную связь с работником по окончании курса обучения для получения объективной информации о том, насколько результативно было участие в том или ином семинаре или обучающей программе и будут ли использоваться полученные знания и навыки на практике. Поэтому решение проблемы оценки эффективности обучения связываем с внедрением системы менеджмента качества, которая предполагает разработку критериев качества управления персоналом библиотеки, в частности, при разработке и внедрении стандарта организации «Управление персоналом».
 


К списку докладов