Гринюк О.И.  

Проблемы интеграции библиотечных информационных ресурсов в образовательное пространство региона.

Доклад посвящен анализу отечественного и зарубежного опыта решения проблем связанных с созданием единого информационного и образовательного пространства на региональном уровне, координацией работы общедоступных библиотек и библиотек учебных заведений.
Одно из приоритетных направлений государственной политики современной России развитие и интеграция национальных информационных ресурсов. В числе значимых задач объединение усилий организаций и ведомств, направленных на решение проблем информационной поддержки фундаментальной науки и образования. В связи с внедрением электронных технологий, создающих неограниченные возможности для распространения информации, остро стоит проблема соблюдения авторского права при обеспечении доступности библиотечных фондов.
Авторское право является необходимым и эффективным средством обеспечения экономических интересов. В современном публичном праве дискуссионным остается вопрос о том, должен ли закон регулировать только коммерческое использование и копирование произведений, поскольку честное использование приносит выгоду всему обществу, получение копий или иное распространение объектов авторского права в некоммерческих целях не должно рассматриваться как нелегальное. Некоторые аспекты решения данной проблемы в пределах образовательного сектора затронуты в статье «Copyright and Educational Policies: A Stakeholder Analysis». Центральное место этой статьи занимает дилемма, возникшая при использовании объектов авторского права, созданных в пределах университетов Великобритании. Опыт зарубежных стран в данном направлении представляет для России определенный интерес, поскольку мы сталкиваемся с идентичными трудностями.
Научное сообщество России заинтересовано в том, чтобы сделать научно-исследовательскую информацию, в том числе монографии и диссертации максимально доступными широкой общественности, особенно учащейся молодежи, но при соблюдении авторских прав. Современный человек, как правило, не ищет трудных путей. Технические коммуникационные возможности, позволяют выполнять задания любого уровня сложности, используя компиляцию не авторизованной информации сомнительного качества. Уровень информационной культуры является определяющим фактором корректного использования общедоступной информации для научных и образовательных целей.
Если учащимся системно не прививать информационную культуру, если не сделать научную информацию доступной, то наука захлебнется в потоке конъюнктуры и графомании, что обуславливает необходимость развития интеграционных связей и создания единого информационного пространства, так как воспитание информационной культуры процесс долгосрочный, требующий преемственности и скоординированной работы различных социальных институтов.
Одна из проблем в сфере образования, характерная для Северо-Западного региона - это отсутствие комплексного подхода к управлению всей сферой образования, слабая интеграция библиотечных информационных ресурсов, отсутствие единого библиотечно-информационного пространства, недостаточная профессиональная компетентность сотрудников библиотек учебных заведений. В условиях конкуренции вузы стремятся к лидерству, самодостаточности, что не оставляет возможностей для сотрудничества и развития интеграционных межотраслевых связей. Между тем необходимо отметить, что большинство библиотек региона обладают ярко выраженной индивидуальностью не только благодаря специализации книжных фондов и направлений работы, но также благодаря субъективному фактору, у каждой свой почерк в обслуживании, свой фирменный стиль.
Главная функция библиотеки предоставление доступа к информации, воспроизведенной в читаемой форме на любом носителе. Реализуя данную функцию, библиотека вступает в правоотношения, которые регулируют различные отрасли права - конституционное, гражданское, информационное. На сегодняшний день законодательство идет по пути защиты частных интересов, теперь авторское право можно защищать гораздо более эффективно. Но при этом из поля зрения законодателя ушли публичные интересы, связанные с доступностью информации для граждан. В настоящее время библиотеки не имеют права предоставлять своим читателям ряд услуг, ставших привычными и необходимыми за последние годы, что, безусловно, не может не сказаться на популярности библиотек у пользователей и на качестве предоставляемой услуги. Особенно болезненны эти изменения для библиотек вузов.
Государство демонстрирует понимание существующих проблем, об этом свидетельствует, например решение о создании Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, основная функция которой заключается в комплектовании, обеспечении сохранности и использования обязательного экземпляра электронных изданий
Обеспечение открытого доступа к объектам авторского права для использования в библиотеках вуза, способствует развитию творческого потенциала и воспитанию информационной культуры студенчества. Создание экономически оправданной системы права, в которой были бы сбалансированы интересы научного сообщества, авторов, пользователей и издателей задача государственного масштаба. Уровень информационной культуры, определяется не только знаниями и умениями в области компьютерных технологий, но и способностью сосуществовать в информационном обществе. Чтобы привить информационную культуру, необходимо создать единую доступную образовательную среду, скоординировать усилия различных организаций и ведомств в направлении интеграции национальных информационных ресурсов, в том числе библиотечных. Одним из механизмов реализации данных задач является повышение квалификации библиотечных кадров учебных заведений и популяризация услуг межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов.

Файл тезисов: Гринюк тезисы.doc
Файл с полным текстом: Гринюк статья Проблемы интеграции библиотечных инф ресурсов.doc


К списку докладов