Dudkin K.N.   Чуева И.В.  

Нейрокибернетические принципы физиологической организации поведения

Reporter: Dudkin K.N.

Формирование кибернетики в середине XX века, во многом, подготовлено предшествующими достижениями в мировой физиологии и психологии. И.М. Сеченов и И.П. Павлов, создав русскую физиологическую школу, выявили ряд основных принципов организации поведения. Поставив задачу изучения организации поведения «всего нераздельно животного организма» (по Павлову), включающего психическую и физиологическую деятельность, они не только определили вектор развития физиологии, но и стали предтечами кибернетики. Сеченов впервые (1863) ввёл в физиологию принцип зависимости восприятия (сенсорных процессов) от прошлого опыта (содержимого памяти) и рассмотрел чувствование, как сигнал, заложив идею саморегуляции в рефлекторную схему. Павлов не только открыл механизмы условного рефлекса, но высказав идею о механизмах, предшествующих сенсорному анализу (рефлекс цели, 1916) и представляющих собой «стремление к обладанию определённым раздражающим предметом», впервые ввёл в физиологию понятие «стремление к цели». Позднее, понятие «целеустремлённая система» стало одним из центральных в кибернетике (Rosenblueth, Wiener, Bigelow, 1943; Ackoff, Emery, 1972). Заложив основы науки о поведении, Сеченов и Павлов ввели в физиологию новые научные понятия, адекватные новым задачам. Сигнал, анализатор, анализ сигналов, центральное торможение, саморегуляция, мышление, образы, признаки (по Сеченову), условный и ориентировочный рефлексы, анализ и синтез сигналов, подкрепление, мотивация, рефлекс цели, рефлекс свободы, мышление, первая и вторая сигнальные системы (по Павлову) составили понятийную основу для изучения нейрофизиологической организации поведения. Многие из этих понятий были использованы в кибернетике. Положения Сеченова и Павлова являются фундаментом для многих современных физиологических и нейрокибернетических парадигм. Установлено, например, что условно-рефлекторное поведение основано на взаимодействии сенсорных, когнитивных и управляющих (мотивации, цели и внимания) процессов. При организации этого поведения формируется целеустремлённая функциональная система – модель результата действий, она и реализует требуемый результат.

 

Abstracts file: Тезисы_conf_Lyap-100_Дудкин.pdf
Full text file: Текст_доклада_conf_Lyap-100_Дудкин.pdf


To reports list